Новые уроки общения
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как "связь с родителями", "работа с родителями", из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа".
Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
Цель работы психолога
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей:
- согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- совместное формирование ценностных ориентации в сфере науки, искусства профессиональных интересов;
- выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- совместное предупреждение асоциального поведения детей.
Доброжелательность и уважение
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы и семьи.
При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.
Детский психолог
Детский психолог — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Задача психолога
Задача психолога – создание психологических условий для развития детей, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям.
Особый акцент психолог делает на работу с родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей ребенка.
Психолог и другие специалисты
Однако психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики.
Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам — педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика – одно из основных направлений работы детского психолога.
Психодиагностика — углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Результаты психологического обследования дают основание для заключения о дальнейшем развитии или коррекции ребенка, эффективности профилактической и консультативной работы.
Психокоррекция — как устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, работа но развитию ребенка, формированию его личности.
Взаимодействие психолога с родителями
Взаимодействие психолога с родителями – залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада или школы.
Необходимое условие смягчения трудностей адаптационного периода – согласованность действий воспитателя, психолога и родителей.
В краткой ознакомительной беседе с родителями можно узнать о наиболее характерных особенностях поведения ребенка, его склонностях и интересах.
Формы и методы работы психолога с родителями
Психолог использует разнообразные формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации;
- групповые консультации;
- тренинги для родителей и др.
Психологу необходимо помнить, что родители – люди со своими индивидуальными особенностями, субъективными суждениями, однако сведения, полученные от родителей, часто оказываются незаменимыми при объяснении многих трудных случаев с ребенком.